Ларош Герман Августович

Музыкальный критик Г. А. Ларош (1845-1904) - кликните по картинке! 1845-1904, русский музыкальный и литературный критик, ученый, композитор.

В разные периоды - автор, рецензент, музыкальный обозреватель журналов и газет "Русский вестник", "Современная летопись", "Северный вестник", "Московские ведомости", "Ежегодник императорских театров", "Мир искусства" и др.

Мало найдется музыкантов, чья жизнь и деятельность были бы столь тесно связаны с творческой судьбой Чайковского, как Ларош.

... В последних числах декабря 1865 года на выпускном экзамене по композиции Петербургской консерватории была исполнена кантата одного из оканчивающих курс - Петра Чайковского - на слова "Оды к радости" Шиллера. Известные музыканты отозвались о ней неодобрительно. А.Н.Серов сказал, что ожидал от Чайковского гораздо большего. Ц.А.Кюи напечатал в "Санкт-Петербургских ведомостях": "консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб... если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы". И только двадцатилетний Герман Ларош, соученик Чайковского, проучившийся с ним вместе более трех лет и близко подружившийся, спустя две недели написал своему другу в Москву поистине пророческие слова: "... Вы самый большой музыкальный талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, чем Римский-Корсаков, я вижу в Вас самую великую или, лучше сказать, единственную надежду нашей музыкальной будущности... Ваши творения начнутся, может быть, только через пять лет; но эти, зрелые, классические, превзойдут все, что мы имели после Глинки...".

В 22 года Ларош был автором исследования, посвященного Глинке, которое сразу поставило его в ряд музыкальных писателей страны. Ларош писал о Чайковском много, постоянно, - от рецензии на премьеру ранней оперы "Воевода" - до отклика на Шестую симфонию. Кстати, в этом концерте, где под управлением автора была исполнена его последняя симфония, прозвучала и увертюра Лароша. Среди написанного о Чайковском (а это, включая обширные и чрезвычайно ценные воспоминания, целый большой том) немало "страниц непонимания", несправедливых оценок. Но основное сохраняет значение и сегодня.

Чайковский высоко ценил своего младшего друга. В письме к фон Мекк он признавался: "Это одна из самых даровитых натур, когда-либо мной встреченных. Он обладает и громадным музыкальным дарованием, и большим литературным талантом, и совершенно непостижимой эрудицией..."

Г.Ларошу посвящена ранняя фортепианная пьеса Чайковского "Возле речки, возле моста", романс "Пойми хоть раз" и Тема с вариациями опус 19.

Л. З. Корабельникова