Г. Клейн. Встреча с Чайковским

Чайковский и Эжен Уден действительно встретились. Последний спел «Серенаду Дон-Жуана» и другие романсы композитора и так очаровал его, что приезд в Петербург и Москву был тут же решен. О своем успехе и поразившей его внезапной смерти композитора певец писал мне:

«Отель де Франс. С.-Петербург. Ноября 8, 1893.

Дорогой Клейн,
вы, конечно, читали и писали о страшной, внезапной смерти Чайковского. Вы можете себе представить впечатление, которое это произвело на меня! Я не застал его в Петербурге по дороге в Москву, а там получил его сообщение о том, что он не преминет присутствовать на моем дебюте в сей последней. Вместо этого пришла телеграмма о внезапном заболевании, опасность миновала, надежда. Это было в прошлую субботу. В понедельник утром телеграмма сообщила о смерти!

В прошлый четверг он был здоров и благополучен. Он выпил стакан нефильтрованной воды из Невы, и холера сразила его! Это ужасно! Все русские музыкальные общества в трауре, и концерт, в котором я должен был дебютировать в Петербурге (в следующую субботу, 11-го), перенесен на неделю. Он будет составлен целиком из произведений покойного маэстро. Я буду петь ариозо из „Онегина" и несколько его романсов. А совместное выступление произойдет на следующий день (В этой поездке Удена сопровождала жена, талантливая певица.). Таким образом, мой визит здесь неожиданно продлен. Мой дебют в Москве прошел с потрясающим успехом. Меня вызывали, заставляли бисировать еще и еще... и рецензии очень хороши.

Очень спешу, приветствую
Ваш Эжен Уден».

Комментарии:

Клейн Герман (1856—1934) — английский музыкальный критик, писал преимущественно об оперных постановках и вокальном искусстве в лондонской газ. «Sunday Times».

Опубликовано: Thirty Years of Musical Life in London (1870—1900).— New York, 1903, p. 343—344, 347—350; Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 364—366 (частично); изд. 3, с. 365—367. Перевод И. Г. Соколинской.

1 Об этой встрече Г. Клейн писал в заметке на смерть Чайковского в газ. «Sunday Times», 1893, 12 ноября.

2 Знакомство могло состояться в один из приездов композитора в Лондон по приглашению директора Филармонического общества Ф. Бергера в 1888 г. (Чайковский был в Лондоне пять дней, дирижировал концертом 10/22 марта) или в 1889 г. (пробыл в Лондоне три дня, дирижировал концертом 30 марта/11 апреля).

3 Г. Клейн был в Москве летом 1898 г.

4 «Евгений Онегин» был исполнен впервые на английском языке (перевод Г.-С. Эдварде) 17 октября 1792 г. в лондонском Олимпик-театре. Постановку осуществил антрепренер Лаго. Исполнители: Татьяна — Фанни Муди, Ольга — Лили Муди, Онегин — Эжен Уден, Ленский — Айвор Мак-Кей, Гре- мин — Чарлз Меннерс. Няню пела А. В. Святловская, артистка московского Большого театра, принимавшая большое участие в организации постановок русских опер в Лондоне. Дирижировал оперой Генри Вуд (это было его первое выступление в Лондоне). «Г-н Генри Вуд умело дирижировал,— писала «Times»,— и спектакль был поставлен тщательно. Хор был непредвиденно хорош, и оркестр, несомненно, в будущем справится со своими партиями, которые вовсе не легки».

5 О приглашении Дж. Верди нигде более не упоминается, кроме этой статьи. А. Э. Григ приглашение принял, но не смог приехать по болезни.

← в начало | дальше →